Белинский Виссарион Григорьевич

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В. Г. Белинский (1811–1848) — основоположник революционно-демократической критики, выдающийся теоретик и историк литературы. В гимназические годы писал стихи, в студенческие (он учился на словесном отделении Московского университета) — создал антикрепостническую драму «Дмитрий Калинин» (1830–1831), за что был «выключен» из университета. И первую свою статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе» (1834), которая принесла ему известность, Белинский начинает писать, не подозревая о своем призвании, надеясь таким образом лишь поправить свое материальное положение, «денежные обстоятельства». А потому пишет свободно, вольно, раскованно, ничем не стесняя «задорную охоту высказывать свои мнения о литературных явлениях и вопросах». И тут всем стало ясно: на Руси появился Критик. Да и сам Белинский почувствовал в себе силу «быть органом нового общественного мнения». «Конечно, — тут же заметил он, — страшно выходить на бой с общественным мнением и восставать явно против его идолов, но я решаюсь на это не столько по смелости, сколько по бескорыстной любви к истине».

Что же дало молодому критику моральное право на такое восстание? Высота выработанного им к тому времени «идеала изящного», без которого критик просто не может быть критиком, так как лишается главной опоры, единственного критерия, позволяющего доказательно оценивать достоинства произведений искусства. У Белинского был такой идеал: представление о литературе как «выражении — символе внутренней жизни народа», отражающем эту жизнь «до сокровеннейших глубин и биений».

Белинский боролся за подлинно народную литературу, за такие художественные истины и ценности, которые не зависят от чьих‑либо пристрастий, определяются «любовью к родному», а не «корыстными расчетами». Будущее отечественной литературы он не представлял себе без развития в ней национального, русского содержания и самобытных форм, без отражения в её произведениях дум, жизни и чаяний народа. За это будущее, за такие идеалы и восстал он на литературных идолов (В. Бенедиктова, А. Марлинского, Н. Кукольника и др.), вышел на бой с привычным, устоявшимся, но уже вчерашним, состарившимся «общественным мнением», тормозившим процесс литературно-художественного развития. И выиграл этот бой.

Победа, как мы знаем, далась ему нелегко. А разве могло быть легко критику, который считал, что «щадить посредственность, бездарность, невежество и барышничество в литературе значит способствовать к их умножению», который положил себе «за непременную обязанность преследовать литературным судом литературные штуки всякого рода, обличать шарлатанство и бездарность».

Что же помогло Белинскому выстоять и победить? Чистая, он сам это прекрасно сознавал, совесть, «некоторая твердость в характере», умение «прибирать себя в ежовые рукавицы», но главное — убеждения, за которые он «готов отдать жизнь». Убеждения литературные, где определяющим было представление о критике как «сестре сомнения» и искусстве как художественном анализе явлений действительности. И убеждения общественные, основу которых составляла «идея социализма», требование «строжайшего пересмотра и коренной перестройки» всего уклада современной ему жизни. Эти убеждения и сделали критику Белинского революционно-демократической. Именно с этой критикой связано преобразование нашей литературы на народных началах, утверждение в ней критического реализма и пробуждение общественного движения к революционному изменению русского общества.