Альбрехт Дюрер (1471—1528)
Основоположник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер жил в тревожную и бурную эпоху. Это был период ломки старого общества, религиозных движений и крестьянских войн. Восприняв идеи гуманистов, овладев достижениями итальянского ренессансного искусства (он дважды посетил Италию — в 1494 — 1495 и 1505 — 1507 гг.), Дюрер выразил сложный мир людей, живущих на грани двух эпох, когда средневековье уходило в прошлое и наступала новая эра. Искусство Дюрера очень противоречиво: тяготение к научному познанию действительности сочеталось у него с повышенной эмоциональностью и субъективностью, поиски обобщенного и монументального решения образов с их индивидуализацией. Но никогда художник не терял связи с национальной традицией, творчески развивая ее в новых, сложных условиях.
Тревожное мироощущение людей конца XV в. выразилось в первой знаменитой работе Дюрера — цикле гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). Традиционный религиозный сюжет он наполнил духом смятения, отражающим социальные потрясения. Рушится старый мир, и жертвами божественного гнева художник показывает представителей высшего духовенства и знати, папу и императора. Экспрессивны композиции каждого лица, полные драматизма и активного действия. И в дальнейшем Дюрер много и охотно работал в технике гравюры. Он создал около 100 гравюр на меди, которые красноречиво рассказывают о разнообразных интересах художника. Дюрер с симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне»). Философских раздумий полны гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним», «Меланхолия». Красоту человеческого тела, лишенную средневекового аскетизма, прославляет Дюрер в «Адаме и Еве» (картина и гравюра на меди).
Большое значение имело творчество Дюрера для развития портретного искусства в Германии. Живописные и графические портреты представляют людей разных слоев общества: ученых, купцов, политических деятелей. Создает Дюрер и большое число автопортретов. Все эти работы отличаются вниманием к неповторимой индивидуальности модели, где образ часто подчинен одной идее, одному чувству. Герои Дюрера энергичны, умны, они полны достоинства и уверенности в себе (портреты Эразма Роттердамского, друга художника Хиеронимуса Хольцшуэра, неизвестного молодого человека и др.). Людьми сильной воли, независимой мысли показывает Дюрер и героев своей монументальной картины «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен).
Обширные знания и разносторонность интересов, характерные для людей Возрождения, отличали Дюрера. Он был инженером и архитектором, изучал математику, был теоретиком искусства, сочинял стихи, внес много нового в науку о пропорциях. Результаты своих исследований и наблюдений художник изложил в «Четырех книгах о пропорциях человека».