Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
А. Н. Афанасьев.jpg

В историю науки А. Н. Афанасьев вошел как крупнейший теоретик фольклора и издатель памятников народного поэтического творчества. Поистине всенародную известность принес ему сборник «Народные русские сказки», первое издание которого выходило отдельными выпусками с 1855 по 1864 г. (всего вышло 8 выпусков). В дальнейшем сборник неоднократно переиздавался (последнее издание вышло в академической серии «Литературные памятники» в 1984–1985 гг. в трех томах). Его художественная и научная ценность состояла прежде всего в том, что он содержал подлинно народные сказки, записанные с сохранением всех особенностей народной речи. Это был первый в России свод всех известных тогда материалов, собранных в различных районах страны и снабженных обширными комментариями. «Народные русские сказки» Афанасьева до сих пор остаются одним из самых популярных и читаемых фольклорных собраний. Для специалистов они являются незаменимым источником при изучении не только устного народного творчества, но и народного быта, всей народной художественной культуры.

В 1859 г. А. Н. Афанасьев издал сборник «Народные русские легенды», вызвавший переполох среди духовенства. Книга была запрещена, а цензор, пропустивший её в печать, уволен. В 1870 г. вышел подготовленный Афанасьевым сборник «Русские детские сказки». В 1872 г., уже после смерти Афанасьева, за границей было осуществлено издание сборника «Русские заветные сказки». Все эти издания должны были, по замыслу Афанасьева, составить своеобразную энциклопедию народного мировоззрения. Такой энциклопедией они и являются.

Как исследователь фольклора Афанасьев принадлежал к так называемым «младшим мифологам», развивавшим идеи Ф. И. Буслаева и западноевропейских ученых о мифе как основе всей народной художественной культуры. По‑своему разрабатывая мифологическую теорию, Афанасьев впервые в русской науке связал вопрос о происхождении древних мифических представлений с развитием языка и мышления. В основе большинства мифов, считал он, лежит олицетворение человеком стихийных сил природы — грозы, грома, молнии, ветра, туч и т. д. Эти древние мифы не прошли бесследно. Значение их в истории народной культуры было весьма велико. Не только суеверные представления, но и вообще все поэтическое творчество индоевропейских народов, полагал Афанасьев, развилось из древнейши мифов. Древнюю мифологическую основу ученый видел в былинах, сказках, песнях, пословицах, загадках, приметах. Многочисленные работы Афанасьева в области народной поэзии и мифологии в переработанном виде вошли в его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1866–1869). По богатству исследуемого материала и глубине проникновения в сложный мир духовной жизни народа этот труд не имеет себе равных не только в русской, но и европейской науке Книга оказала заметное влияние на творческую практику П. И. Мельникова-Печерского, С. А. Есенина, других художников слова. Афанасьев много занимался вопросами истории культуры и литературы. Ему принадлежит ряд исторических сочинений, статей о русских сатирических журналах XVIII в., о Н. И. Новикове, Д. И. Фонвизине и других. В 1859–1860 гг. он издавал журнал «Библиографические записки».