Акакий Алексеевич Хорава (1895—1972)
Творческий облик Акакия Алексеевича Хоравы, сочетавшего в своем творчестве глубину и тонкость психологической разработки роли с возвышенной романтичностью, величественной красотой образа, наиболее полно выразил суть грузинского актерского искусства.
Творческий путь артиста начался в 1922 г., после установления в Грузии Советской власти. Романтически возвышенное утверждение нового стало главным содержанием его искусства.
Вся жизнь Хоравы связана с Театром имени Шота Руставели в Тбилиси. Здесь проходило становление его актерской индивидуальности под руководством выдающегося грузинского режиссера К. А. Марджанишвили. Вторым учителем Хоравы был другой крупнейший мастер грузинского театра, режиссер А. В. Ахметели.
Все сыгранные Хоравой роли объединяет приверженность актера к искусству мужественному, героическому Его герои — люди цельные, волевые, сильные. Среди них — Берсенев в «Разломе» Б. А. Лавренева, крестьянский вожак Тариэль Голуа в одноименной пьесе Л. Киачели, благородный шиллеровский разбойник Карл Моор. наступающий на тиранов («На тиранов» — так назывался спектакль по трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» на сцене Театра имени Шота Руставели).
Особое место в творчестве Хоравы занимают трагические образы мировой драматургии. Герой древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип» — одно из наиболее совершенных творений артиста. Трагедия благородного и великодушного царя Эдипа, который приговаривает себя к смерти за невольную вину, обрекшую на страдания его народ, воплощалась артистом в манере сдержанной, величественной, монументальной. Это был подлинно идеальный трагический герой, в совершенстве выражавший принцип драматургии Софокла — изображать людей такими, какими они должны быть.
Вершиной актерского творчества Хоравы было исполнение им роли Отелло в трагедии У. Шекспира. Эта работа принесла артисту поистине мировую известность. Образ Отелло исполнен внутренней гармонии, величия, страстного отчаяния. Хорава раскрывал тему протеста против мира насилия и зла, гуманистическую идею о вере человека в торжество светлых идеалов, в чистоту и силу любви.
Хорава был широко известен советским зрителям по работам в кино. Среди них наиболее крупные — роли грузинского полководца конца XVI — начала XVII в. Георгия Саакадзе в одноименном фильме М. Э. Чиаурели и национального героя Албании Скандербега в фильме «Великий воин Албании Скандербег» С. И. Юткевича.
Заслуги Хоравы перед советским искусством были отмечены присвоением ему высокого звания народного артиста СССР. Ему неоднократно присуждалась Государственная премия СССР.