Сыма Цянь (145 или 135 — ок.86 до н. э.)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В Древнем Китае большую роль играл культ прошлого. Оценка любого деяния, любого политического шага обязательно соотносилась с примерами прошлого, реальными или иногда выдуманными. При каждом удельном правителе, а затем, после объединения Китая, при дворе императора обязательно содержался историограф, фиксировавший текущие события. Поэтому ко 2 в. до н. э. накопилось множество летописей, анналов и т. п., в основном локальных. Обобщить их, свести воедино выпало на долю выдающегося историка, прозванного «китайским Геродотом» — Сыма Цяню.

Сын придворного историографа Сыма Таня, он начал службу при дворе ханьского императора У-ди в должности, напоминающей русского «чиновника по особым поручениям». После смерти отца он занял его место. Столкновение с придворной камарильей в 99 г. до н. э. (Сыма Цянь вступился за оклеветанного полководца Ли Лина) закончилось для историка трагически: он попал в заключение и подвергся мучительному и унизительному наказанию. После освобождения из тюрьмы Сыма Цянь возвратился ко двору и последние годы своей жизни был хранителем императорской печати.

Как и все китайские придворные историографы того времени, Сыма Цянь должен был содержать в порядке императорский архив, а также заниматься астрономией и астрологией. В частности, он принимал активное участие в разработке календаря, ставшего основой современного китайского лунного календаря.

Но главным делом всей жизни Сыма Цяня, принесшим ему бессмертную славу, стало создание монументальных «Исторических записок» («Ши цзи»). Книга писалась, по-видимому, неофициально, может быть, даже тайно. Известность она получила лишь через 30—40 лет после его смерти.

Капитальный труд Сыма Цяня, содержащий 130 глав, более полумиллиона иероглифов, охватывает огромный период истории Китая — от легендарных правителей (середина 3-го тысячелетия до н. э.) и почти до конца царствования императора У-ди (140—87 до н. э.). Он написан в несколько непривычной для нас манере: это не последовательное изложение исторических событий, а набор биографий венценосных особ, наследственной знати и выдающихся людей разных сословий — полководцев, дипломатов, поэтов, ученых, крупных торговцев и ремесленников. Впервые в историографической практике Китая Сыма Цянь составил подробнейшие сводные хронологические таблицы, свободные от множества неточностей местных летописей. В сочинение включены также тематические трактаты — об этикете, музыке, законах, календаре, экономике и т. д.

Сыма Цянь широко использовал материалы императорского архива, но не просто компилировал их, а отбирал наиболее существенные, перерабатывал, обобщал.

Этот монументальный труд он писал не только для того, чтобы изложить исторические события. Свою цель историк видел в том, чтобы помочь людям сделать выводы из прошлого, понять, что идет во благо, а что — во вред стране. Поэтому Сыма Цянь критически оценивал деятельность многих правителей и аристократов и одновременно включил в книгу жизнеописание вождей крестьянских восстаний («разбойников» с официальной точки зрения), а также «торгующих и производящих», т. е. представителей торгово-ремесленных слоев.

Книга Сыма Цяня оказала огромное влияние на развитие исторической науки в Китае. В частности, обязательным атрибутом придворной жизни стало составление подробной истории всех правивших династий. Очень многое из этих материалов сохранилось до наших дней.