Сатира

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Комические явления действительности отражаются в сатирических или юмористических произведениях литературы. Сатира, сатирическое изображение содержит резкое, решительное, безоговорочное осуждение и уничтожающее осмеяние каких‑либо крайне отрицательных явлений, приносящих большой вред, и притом не одному человеку, а многим, — общественно вредных. Сатирические произведения, касаясь общественно значимых явлений, играют важную роль в политической борьбе. Так, еще «отец комедии» Аристофан в своей сатире защищал демократию от посягательств аристократов, а Ювенал наносил жестокие удары по нравственно разложившейся римской знати и богачам.

Сатира помогает в борьбе нового с отживающим, косным, сметает с пути истории всё, мешающее движению вперед. Эта великая историческая миссия сатиры охарактеризована К. Марксом в следующих словах: «История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть её комедия. Богам Греции, которые были уже раз — в трагической форме — смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила, пришлось еще раз — в комической форме — умереть в «Беседах Лукиана». Действительно, Эсхил, выступив против несправедливости и порочности богов, показал трагичность столкновения с ними Прометея, а у Лукиана боги жалки и ничтожны, его сатира выявляет и осмеивает их убожество. Так, по словам К. Маркса, «человечество весело расставалось со своим прошлым», отказывалось от рабского преклонения перед богами.

Прогрессивную историческую роль сыграла сатира Эразма Роттердамского («Похвала Глупости»), Дж. Боккаччо («Декамерон»), Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), М. Сервантеса («Дон Кихот») в период Возрождения, а также сатира Вольтера, Д. Дидро, Дж. Свифта в период Просвещения. В XIX в. сатира Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и поэтов «Искры», М. Е. Салтыкова-Щедрина способствовала разоблачению крепостного права, паразитического класса помещиков, дикого и бесчеловечного самодержавия. А. И. Герцен указывал, что смех — «одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится бог знает на чем, важной развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых».

Сатирический смех — гневный, злой, в нем звучит уничтожающее, негодующее отрицание и возмущение. Явления, на которые он обращен, столь вредны и опасны, что, даже издеваясь над ними, сатирик испытывает не только радость, но и злобу, отвращение, даже ужас. Таков характер сатиры Свифта при изображении йэху, лапутян, лилипутов и т. д. Но все же смех сатирика в конечном счете оптимистичен, так как выражает энергию борьбы и победоносное ощущение превосходства над противником. Таков торжествующий, исполненный сознания мощи победоносного пролетариата смех В. В. Маяковского в «Стихах об Америке».

Сущность сатирического смеха яснее видна при сравнении его с комическим изображением частных несущественных недостатков, отдельных несовершенств положительных героев в юмористических произведениях. С мягким юмором показаны Пиквик и другие положительные герои Ч. Диккенса, многие персонажи «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. В то же время, если перед нами не просто комизм положений или языковой каламбур, писатель с помощью юмора может выразить глубокий внутренний трагизм жизни и свою тоску по совершенному устройству общества и гармоничному человеку. Так, Гоголь, по его точному определению, отображал жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Возникнув в глубокой древности в устном народном поэтическом творчестве, сатира получила свое название и достигла высокого развития в древнеримской литературе (сатиры Горация и Ювенала, комедии Плавта и Теренция, романы «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея). В настоящее время сатире принадлежит важное место в литературе, она берет на вооружение самые различные жанры: повести, романы, очерки, фельетоны, памфлеты, пародии, эпиграммы, басни, комедии. Учитывая, что сатиру отличает система закономерно связанных между собой принципов художественного изображения, некоторые литературоведы предлагают считать её особым родом литературы наряду с лирикой, драмой и эпосом.

Обычно сатирическое произведение — это картина отрицательных явлений жизни и герои его также отрицательные, положительный герой большей частью вообще отсутствует. Но в каждом сатирическом произведении есть положительный, противостоящий отрицательным явлениям идеал и есть «честное, благородное лицо» — так называл Гоголь смех, который со всей энергией борется за торжество этого идеала. Отсюда очевидно, что в творчестве сатирика — судьи недостатков и разоблачителя — особенно велико значение мировоззрения, правильного понимания и оценки жизни. По словам Салтыкова-Щедрина, сатирики исходят «из целого строя понятий и представлений, противоположных описываемым». Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взглядов писателя, многие её произведения отражают конкретные общественно-политические события современности, публицистичны.

Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему облику, подчеркнуть внутреннюю слабость, несостоятельность, устарелость, вредность и другие замаскированные специально или обычно незамечаемые недостатки. Сатирик должен заклеймить зло, уничтожить его смехом, и естественно, что, направляя все силы на искоренение определенных явлений, он изображает именно отрицательные их качества и часто подчеркивает одну какую‑то наиболее опасную черту, преувеличивает её, как писал Гоголь, углубляет предмет, заставляет выступать ярко то, что проскользнуло бы, осталось незамеченным и непонятым. При этом реалистическая сатира не искажает правду, а только показывает подлинные качества явлений, предупреждает о возможных результатах их развития. Так, Салтыков-Щедрин создавал фантастические, но совершенно правдивые образы различных помпадуров и градоначальников города Глупова.

Задачи сатиры определяют особые принципы изображения, проявляющиеся во всех жанрах, к которым обращаются писатели-сатирики, — романе, рассказе, очерке, фельетоне и др. Чтобы оттенить те стороны явлений, на которые направлено обличение, сатирик прибегает к фантастике («Путешествие Гулливера» Свифта), гротеску (градоначальники с механической головой и с фаршированной головой в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина), гиперболе или преуменьшению (великаны и лилипуты в «Путешествии Гулливера»). Чтобы представить в наиболее отвратительном виде отрицательные персонажи, подчеркивается их мертвенность и сходство с вещами, примитивность чувств и отсутствие разума, уподобляющие их животным («дикий помещик» в одноименной сказке Салтыкова-Щедрина, градоначальник Органчик в «Истории одного города»). Сатирик сталкивает прошлое и настоящее («Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» М. Твена), доводит поведение персонажей до абсурда (глуповцы в «Истории одного города» блинами острог конопатили, небо кольями подпирали и т. д.). Все эти контрасты, неожиданные поступки героев, резкие повороты действия помогают обнаружить, подчеркнуть и подвергнуть сатирическому осмеянию отрицательные качества явлений, их внутренние противоречия.

У сатиры не только замечательная история, но большие перспективы развития: без её решительного, действенного вмешательства невозможен общественный прогресс, расчистка почвы для строительства счастливого будущего человечества. Советские писатели обращаются к сатире как форме критики и борьбы с отрицательными явлениями, которые тормозят наше движение вперед, наносят вред делу социализма. Замечательные страницы в историю литературы вписаны В. В. Маяковским и Д. Бедным, которые оружием сатиры боролись с внутренней и внешней контрреволюцией, с империализмом, разоблачали мещанство, пошлость, бюрократизм. Развитие и обогащение советской литературы связано с творчеством М. Е. Кольцова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, В. П. Катаева, М. М. Зощенко, Б. С. Ромашова, Н. Р. Эрдмана, Е. Л. Шварца, С. В. Михалкова, О. Вишни и многих других широко известных и любимых народом писателей-сатириков.