Рифма

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Самым ощутимым, регулярным и важным звуковым повтором в русском стихе является рифма (в пер. с греч. rhythmós — «соразмерность»). В русской поэзии она обычно завершает строку (ритмический отрезок). В старину её называли краесогласием. Таким образом, она относится не только к звуковому, но и к ритмическому (метрическому) устройству стиха. Но этим не ограничивается её роль в стихе. Рифма — важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. Об участии рифмы в формировании поэтического образа можно прочитать в статье В. В. Маяковского «Как делать стихи». «Рифма — крылья», — говорила А. А. Ахматова.

Рифменная поэзия существует у многих народов Запада и Востока. Пока еще нет общепринятого взгляда на её происхождение. Скорее всего, она пришла в литературу из фольклора и, возможно, возникала вместе с ритмом в магических, обрядовых песнопениях.

Звуковые особенности рифмы, её место в стихе и другие свойства зависят от устройства данного языка, характера стихосложения и литературной традиции.

В монгольских языках, например, существует начальная рифма, в старой вьетнамской поэзии рифмы причудливо расположены внутри и в конце строк, в староиспанских романсеро каждая строка оканчивается сходным созвучием (многократная рифма), в языках с постоянным ударением (французский, польский) рифменный репертуар ограничен.

Здесь речь пойдет в основном о русской рифме.

Она образуется совпадением ударного гласного и соответствием последующих звуков (беленький — меленький). Если все заударные звуки тождественны, рифма называется точной. Если не совпадают безударные гласные, рифма называется приблизительной (мороза — розу).

Если заударные звуки рифмующихся слов не совпадают по звучанию (сани — сами), по количеству (волны — полный), по порядку расположения (выплеск — триплекс), рифма именуется неточной.

Когда в конце рифмующихся строк стоит одно и то же слово, рифма называется тавтологической:

«Воротился ночью мельник…
Жонка! что за сапоги?»
— Ах, ты, пьяница, бездельник!
Где ты видишь сапоги?
(А. С. Пушкин)

Когда перекликаются омонимы, рифма омонимическая, паронимы — паронимическая (переход — пароход). Если в созвучии участвуют предударные слоги, образуется глубокая рифма (перемещение — возмещение) . В богатой рифме совпадают опорные (предударные) согласные (коварный — самоварный). В бедной совпадают только заударные звуки (играть — бежать).

Иногда одно слово перекликается с двумя или более (Сестра я — вторая, Наполеон — на поле он). Такие сочетания называются составной рифмой. Частным их случаем является каламбур, вроде знаменитого:

Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Дм. Дм. Минаев)

Рифма, оканчивающаяся на гласную (своды — воды), — открытая, на согласный (встал — металл) — закрытая.

С точки зрения метрической рифмы делятся на мужские (с ударением на последнем слоге: добра — ребра, огонь — ладонь). В открытых мужских обязательно совпадение или приблизительное соответствие опорных согласных (поры — топоры, весна — весьма). Женские (с ударением на предпоследнем слоге: поры — запоры). Дактилические (с ударением на третьем от конца слоге: порушка — скворушка). Гипердактилические (ударение отстоит более чем на три слога от конца слова: сковывающий — очаровывающий) .

Несмотря на широкое распространение рифмы в русской поэзии, многие её аспекты недостаточно изучены. Существует разнобой в терминологии. Нет общепринятой классификации (типологии) рифм, особенно неточных.

Назовем главные типы неточностей.

Усеченные. Здесь не совпадает количество согласных в заударной части созвучных слов (глаза — назад, люди — будет, волны — полный). Если отсекается конечный звук, усечение называют конечным, если выпадает согласный внутри слова — внутренним (отбудем — орудьем, веки — ветки).

Замещенные. В них соответствующие согласные заменяются (замещаются) созвучными (эквивалентными) или даже несозвучными согласными (пустой — простор, торг — толк, вопросы — розы, пословица — поклонница). Созвучными именуются согласные, близкие по фонетическим признакам (т — ть — твердый и мягкий; т — д — глухой и звонкий; р — л — сонорные и т. д.).

Рифмы с перемещением (метатезой). В них однородные согласные как бы меняются местами, «перелетают» (флокс — воск, думал — дулам, выселки — высекли). Часты перебросы заударной и опорной согласных (логово — голого).

Кроме этих основных групп существуют неравносложные — с неравным количеством слогов после ударения:

Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
Знаете —
я выхожу замуж».
(В. В. Маяковский)

Существуют еще небольшие группы рифм, как бы противоречащих главным принципам устройства русской рифмы. В диссонансах (консонансах) не совпадают ударные гласные (дом — дым, мимо — мама); в разноударных не совпадают места ударений (осени — осени).

Русский традиционный стих, как правило, делится на строфы, где рифме отводится определенное место. В онегинской строфе применяются три главных способа расположения рифмы в стихе.

Перекрестная рифма (абаб).
Смежная рифма (аабб).
Опоясывающая рифма (абба).

Признаком рифмованного стиха является регулярная повторяемость рифм. Необязательное созвучие в безрифменном стихе называется случайной рифмой. Таких созвучий довольно много в русских былинах:

У оратая кобылка соло́вая,
Гужики у нея да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,

Легко заметить, что случайные рифмы былин возникли из грамматического подобия слов.

Такая грамматическая (или суффиксальная) рифма преобладает в силлабическом стихе (читати — писати) и приедается уже к началу XVIII в. Одним из важнейших факторов эволюции рифмы за последующие полтора столетия является её деграмматизация, т. е. уменьшение числа созвучий по суффиксам и окончаниям.

Изменения рифмы и способов рифмования происходят наряду с эволюцией жанров, метрики, лексики и других компонентов стиха.

В системе фольклора в принципе возможны любые рифмы. Однако преобладают точные (часто суффиксальные: горюшко — морюшко). Из неточных редко встречаются усеченные.

С возникновением литературного силлабического стиха преобладающее место занимают женские точные рифмы.

После реформы стихосложения (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) в поэзию приходят точные мужские рифмы. В строфах обычно чередуются женские и мужские. Было время, когда поэты предпочитали, чтобы рифма была «зрительная»: созвучия должны были иметь одинаковое написание.

Г. Р. Державин делает решительный поворот от рифмы зрительной к рифме по слуху («по звону»).

В стихах Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина окончательно складывается система классических рифм. Но уже Пушкину тесно в рамках правил рифмования его времени. Он замечает, что русских рифм мало.

М. Ю. Лермонтов положил начало дактилической рифме, канонизированной Н. А. Некрасовым. Одновременно А. К. Толстой узаконивает приблизительные.

Несмотря на расширение рифменного репертуара, к концу XIX в. вновь говорят о кризисе русской рифмы.

Символисты (А. А. Блок, а за ним В. В. Хлебников) начинают пользоваться неточными рифмами.

Массовое внедрение неточных рифм с середины 10‑х гг. XX в. связано с творчеством В. В. Маяковского и поэтов его круга. «Новая рифма» (как её называет В. Я. Брюсов) завоевывает русскую поэзию, затрагивая даже поэтов «традиционного» направления (А. А. Ахматова). Неточная рифма 20‑х гг. в основном усеченная. Часто появляются неравносложные (С. А. Есенин). Многие поэты экспериментируют с рифмой (И. А. Сельвинский, С. И. Кирсанов, М. А. Зенкевич и др.).

К началу 30‑х гг. интерес к рифменному новаторству иссякает. Усеченные рифмы уменьшаются в числе, но зато прочно входят в рифменный репертуар поэзии.

Новый взлет рифменного творчества относится к концу 50‑х — началу 60‑х гг. (Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский). Вновь появляются поэты с преобладанием неточных рифм. Однако это не было простым повторением опыта школы В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака. Вместо усеченных чаще применяются замещенные, рифмы с тяготением к паронимии: закон — знаком, дымом — дыбом. Рифмы такого рода иногда называют корневыми. Довольно часто используются рифмы с интервокальными усечениями: с кем — Керн. В последней рифме видно, что наряду с усечением произошло и замещение м — н.

Растет число такого рода сложных неточных рифм, где одновременно происходят замещения, усечения, метатезы: пропасть — поросль, запад — зябнул. Такие сложные сочетания в заударной части слова компенсируются созвучиями перед ударением: расчетлива — расчесочку. Такую рифму предлагают называть предударной.