Пентатоника

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «ПЕНТАТОНИКА»)
Перейти к: навигация, поиск

Попробуйте поиграть на одних черных клавишах фортепьяно или аккордеона. Не правда ли, эти необычные мелодии чем‑то напоминают китайскую, монгольскую или татарскую музыку? Происходит это потому, что черные клавиши воспроизводят звукоряд, на котором строится музыка многих неевропейских народов. Называется такой звукоряд ангемитонной пентатоникой: ангемитонный — значит «бесполутоновый», пентатоника — «пятизвучие» (от греческих слов «пенте» — «пять» — и «тонос» — «звук»).

Звукоряд ангемитонной пентатоники — один из древнейших. Музыковеды утверждают, что он исторически предшествовал диатонике — типичной для европейской музыки семизвуковой системе, представление о которой можно получить, играя на белых клавишах фортепьяно. Ангемитонная пентатоника сформировалась в музыке Древнего Китая, многих районов Индии, Индонезии, Перу и, как считают, даже Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии. Но не только Азия, Америка и Океания были её родиной. Значительная часть Средиземноморья (Южная Италия, Сардиния), Северная Америка, многие области древней Британии с кельтским населением также «говорили» в музыке на «языке» пентатоники. Пентатонична и музыка угро‑финских народов, а также во многом — нубийцев и абиссинцев.

На пентатонной системе основана музыка многих народов России: башкир, чувашей, бурят, мари, татар. Встречается она и в старинных русских песнях.

Существуют и другие виды пентатоники. В Японии, Индонезии, Древней Греции употреблялся пятизвучный лад с полутонами. У греков он строился сверху вниз: ми‑до‑си‑ля‑фа‑ми. Легко убедиться, что здесь присутствуют две малые секунды (до‑си и фа‑ми), а также две большие терции (ми‑до и ля‑фа), в то время как в ангемитонной пентатонике больших терций нет, а есть малые (фа‑ре и до‑ля), а вместо малых секунд, т. е. полутонов, имеются только большие. Их три: ре‑до, ля‑соль, соль‑фа. Эти различия обусловливают коренную разницу в ладовом характере и эмоциональной окраске этих двух типов пентатоники.

Законы акустики и исторически возникшие на их основе принципы построения музыкальных систем придали клавиатуре фортепьяно её современный вид: белые клавиши образуют 7 видов гептатоники, а черные — 5 видов ангемитонной пентатоники, как бы символизируя их постоянное сосуществование и взаимодополняемость в музыкальных культурах мира. В сумме же оба звукоряда дают общую основу всей современной музыки — полную двенадцатиступенную хроматическую гамму.