Московский детский музыкальный театр

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Московский Детский музыкальный театр открылся 21 ноября 1965 г. оперой «Морозко» М. И. Красева. Эту дату можно считать днем рождения первого в мире музыкального театрального коллектива, который дарит свое искусство детям. Инициатором создания такого театра выступила известный советский режиссер Наталия Ильинична Сац. Она же и осуществила свой замысел.

Все здесь во многом пришлось делать заново, начиная с репертуара, который должен был удовлетворять интересы юных зрителей разных возрастов. Театр привлек к работе многих композиторов, в результате афиша его год от года пополнялась названиями новых музыкальных спектаклей. Малыши встретились со своими старыми знакомыми — храброй козой и козлятами («Волк и семеро козлят» М. В. Коваля); ребята чуть постарше с увлечением следили за подвигами отважного Мика («Мальчик-великан» Т. Н. Хренникова), старшеклассникам театр поведал историю двух вчерашних школьниц, задумавших сделаться моряками («Сестры» Д. Б. Кабалевского). Оперными героями стали персонажи многих популярных сказок, детских повестей и рассказов. Тут и Буратино («Золотой ключик» И. В. Морозова), и юная циркачка Суок («Три толстяка» В. И. Рубина), Красная Шапочка, Белоснежка, негритенок Максимка (в одноименных произведениях М. Р. Раухвергера, Э. С. Колмановского, Б. М. Терентьева). С особенностями оперного жанра знакомит юную аудиторию спектакль «Волшебная музыка» М. А. Минкова.

Театр сотрудничает не только с москвичами (к названным авторам добавим К. Е. Волкова, М. П. Зива, Е. В. Ларионову, Я- С. Солодухо, А. Э. Спадавеккиа, А. Г. Флярковского, А. В. Чайковского), но и с композиторами из союзных республик и из социалистических стран. Здесь поставлены оперы Ш. Р. Чалаева («Джунгли»), Б. Б. Ямпилова («Чудесный клад»), Э. А. Хагагортяна («Шапка с ушами»), композитора из ГДР И. Верцлау («Мастер Рокле»). Так решается важная задача интернационального воспитания юных зрителей. И во всех спектаклях они убеждаются, что добро всегда побеждает зло, только надо за это бороться.

Артистам Детского музыкального театра приходится быть не только певцами, но и танцорами, иной раз даже акробатами, и, конечно, они должны уметь своей игрой заставить юных слушателей поверить, что перед ними добрый пес, коварная лиса или, что особенно трудно, сверстники тех, кто сидит в зрительном зале. По существу, в этом коллективе родилась новая профессия — артист Детского музыкального театра.

Начав свою жизнь в маленьком помещении на улице 25 Октября, театр в 1979 г. переехал на проспект Вернадского. Новое здание, увенчанное фигурой сказочной Синей птицы, чем-то напоминает большой корабль. А сколько ярких впечатлений ожидает ребят внутри еще до входа в зрительный зал. В светлом фойе их приветствуют одетые в театральные костюмы артисты; в круглой беседке — ротонде, словно сотканной из кружев, весело щебечут птицы; в комнате, названной музыкальной шкатулкой, потому что в ней тоже ведутся беседы о музыке, стены украшены изображением героев музыкальных произведений. Их нарисовали художники знаменитого Палеха, известного своим замечательным народным искусством. Для самых маленьких оборудована комната игр. Зрительных залов в новом здании два: большой и малый.

С новосельем творческая жизнь театра стала еще более богатой и разнообразной. На его сцене зазвучали классические оперы: первой была «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини в постановке Н. И. Сац. Балетная труппа получила возможность ставить более сложные спектакли, что подтвердилось премьерами балетов И. А. Саца и Раухвергера «Синяя птица» и В. М. Юровского «Алые паруса». Жизни советской школы посвящена опера Чайковского «Второе апреля». На старой сцене шли «Негритенок и обезьяна» Л. А. Половинкина, «Колобок» Раухвергера, «Комар и Самовар» Ларионовой, «Ящик с игрушками» К. Дебюсси.

Значительно расширилась концертная деятельность театра. Ею он занимался с первых лет существования, знакомя ребят с разными жанрами музыкального искусства вплоть до самого сложного — симфонического. Причем исполнение музыки здесь, как и в спектаклях, всегда сопровождается рассказом о ней, о ее авторе. В концертах, подчас театрализованных (в костюмах и даже с небольшими декорациями), ребята слушали, например, симфонические сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева и «Айболит и его друзья» Морозова, знакомились с оперным и песенным творчеством советских композиторов («Манящие огни», «За Родину с песней»). С открытием в новом здании малого зала концертные программы стали еще более развернутыми, как, например, «У истоков итальянской оперы» и «Моцартиана», где помимо инструментальных пьес В. А. Моцарта звучит его же камерная опера «Бастьен и Бастьенна». Но главное — при театре была создана детская филармония. Абонементы ее ведут юных слушателей от песни к симфонии, дают им представление о многих сложных явлениях и понятиях музыкального искусства.

Театр осуществляет большую и разнообразную педагогическую работу, поддерживая тесные контакты с московскими общеобразовательными и музыкальными школами.

В театре составляются для них абонементы, в его актив привлекаются не только учителя и ребята, но и родители, и педагоги тех учебных заведений, которые готовят школьных преподавателей музыки.

С искусством Московского Детского музыкального театра знакомы юные зрители Ленинграда, Тбилиси, Таллина, Вильнюса, Риги, Перми, Томска, Иванова и многих других городов нашей страны. И одним из результатов таких встреч явилось возникновение в нескольких городах самодеятельных театров-спутников. Коллектив узнали и полюбили юные зрители Болгарии, ГДР, Венгрии, Японии, Италии, Франции, Бельгии, Австрии, ФРГ, Канады, США. Всюду он несет детям радость, открывая им прекрасный мир музыки.

Партия и правительство высоко оценили работу Московского Детского музыкального театра. Основателю, директору и главному режиссеру театра Н. И. Сац за творческую и плодотворную работу с детьми присвоены высокие звания народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда. Она — лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.