Ленин и музыка

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «ЛЕНИН И МУЗЫКА»)
Перейти к: навигация, поиск

В воспоминаниях друзей и соратников В. И. Ленина можно прочесть его высказывания о некоторых музыкальных произведениях. Эти высказывания раскрывают, как глубоко воспринимал и понимал Владимир Ильич музыку классическую и народную, её неповторимую красоту, могучее влияние на людей.

«Ленин слушает». Рисунок Н. Н. Жукова. 1967 г.
«В. И. Ленин у А. М. Горького в 1920 году» («Аппассионата»). Картина Д. А. Налбандяна. 1956 г.

Музыка была другом В. И. Ленина с самого раннего детства. Мария Александровна Ульянова, прекрасная музыкантша, стремилась привить детям любовь к музыке. В семье постоянно звучали сонаты Л. Бетховена. Часто по вечерам все собирались вокруг рояля и с наслаждением слушали игру матери. Иногда Мария Александровна играла с кем‑нибудь из детей в четыре руки. Любовь к музыке великого композитора В. И. Ленин сохранил на всю жизнь.

Отец Володи, Илья Николаевич, знал много песен и часто пел вместе с детьми. Среди песен были и запрещенные: «Утес Стеньки Разина», «Песня Еремушке» и др. Гимназистом, во время загородных прогулок, Володя вместе с друзьями любил петь «Дубинушку», «Вниз по матушке, по Волге», «Арестант». Особое отношение к народной песне сохранилось у него на всю жизнь. Русские песни, песни о Волге соединялись в его душе с картиной неповторимой, бескрайней шири русских полей, великой могучей реки. Он видел в этих песнях отражение тяжелой жизни порабощенного народа, находил в них надежду на лучшее будущее, стремление освободиться от пут, разорвать их, сбросить тягостные оковы.

Особое место в жизни Владимира Ильича занимает музыка Бетховена. Величие, мощь, патетика, гражданственность, огромный мир внутренней жизни, грандиозность замыслов, беспредельная страстность, желание преобразовать мир, сделать его справедливым, сделать жизнь человека достойной — все эти мысли и чувства, волновавшие композитора, были близки и понятны В. И. Ленину. Ведь именно ему принадлежат знаменитые слова об «Аппассионате» Бетховена, которые запомнил М. Горький: «Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» Как же глубоко надо ощущать музыку, чтобы так о ней сказать!

Неоднократно слушал Владимир Ильич «Патетическую сонату» Бетховена, которую по его просьбе играла пламенная революционерка Инесса Арманд.

На квартире в Кремле у одного из старейших соратников В. И. Ленина, ближайшего его помощника, крупного деятеля советского государства А. Д. Цюрупы устраивались домашние концерты. На одном из таких концертов присутствовал В. И. Ленин, и пианист Г. И. Романовский играл несколько его любимых произведений. Дети Цюрупы Валентина и Всеволод, вспоминая впоследствии об этих концертах, рассказывали: «…Начиная с первых полных страстной мощи аккордов вступления Владимир Ильич был захвачен игрой пианиста. На его лице словно отражалась стремительная смена мыслей и чувств, вызванных музыкой». В этот вечер Гавриил Иванович играл с особенным подъемом и вдохновением. И произведения Баха, исполнявшиеся им с редкой эмоциональной наполненностью и виртуозной техникой, и другие вещи, включенные в программу (в частности, «Лесной царь» Шуберта — Листа, очень нравившийся Владимиру Ильичу), встречали благодарный отклик слушателей, но, разумеется, своего зенита накал внимания достигал во время исполнения «Патетической».

Известно восторженное отношение Владимира Ильича к «Эгмонту» Бетховена. Впервые В. И. Ленин услышал увертюру к «Эгмонту» в фортепьянном переложении. «Ты обязательно послушай», — взволнованно говорит он Надежде Константиновне. В декабре 1919 г. В. И. Ленин и другие члены правительства присутствовали на концерте в Большом театре для делегатов 7‑го съезда Советов. Начинался концерт увертюрой к «Эгмонту» в исполнении симфонического оркестра Большого театра.

«…Радостно отдайте жизнь за то, что дороже всего, — за свободу!» — читал артист А. И. Южин монолог Эгмонта.

Особенно волновала Владимира Ильича музыка П. И. Чайковского. В письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о 6‑й («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны, — особенно последней симфонией Чайковского (Simphonie pathétique)». По просьбе Владимира Ильича произведения Чайковского исполняли его ближайшие соратники — большевики П. А. Красиков, М. С. Кедров, С. И. Гусев.

В. И. Ленин высоко ценил революционные песни, их организующую и воспитательную роль. В 1913 г. в своей статье «Развитие рабочих хоров в Германии» он писал, что «…во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства» (Полн. собр. соч., т. 22, с. 276). Песни «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали», «Беснуйтесь, тираны» В. И. Ленин любил особенно. Он сам воодушевлялся и воодушевлял других, участвуя в их исполнении. Ноты «Интернационала» еще до перевода его текста на русский язык были в домашней библиотеке Ульяновых. Эта мужественная пролетарская песня занимала внимание В. И. Ленина постоянно. Владимир Ильич часто цитировал строки из «Интернационала», написал специальную статью об авторе текста Э. Потье. «Потье умер в нищете. Но он оставил по себе поистине нерукотворный памятник. Он был одним из самых великих пропагандистов посредством песни», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., т. 22, с. 274).