Лениниана в музыке

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «ЛЕНИНИАНА МУЗЫКАЛЬНАЯ»)
Перейти к: навигация, поиск

В советском музыкальном искусстве ленинская тема занимает совершенно особое место. К этой теме обращаются композиторы разных поколений и национальных школ. Они стремятся запечатлеть революционный дух нашей эпохи, ее великие коммунистические идеалы. И именно в жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина — революционера и мыслителя, вождя международного пролетариата, основателя Коммунистической партии и Советского государства — композиторы видят наиболее полное и концентрированное воплощение нашей эпохи.

Музыкальная Лениниана включает произведения самых различных жанров — от песни до оперы и оратории. В них В. И. Ленин предстает как великий борец за счастье людей, своей революционной деятельностью определивший ход мировой истории, и в то же время как человек, близкий людям труда, безгранично преданный своему делу.

Композиторы по-разному подходят к решению ленинской темы, однако основные принципы ее трактовки в советском музыкальном искусстве оказываются общими. Ленинскую тему композиторы решают, как правило, не иллюстративно, а в обобщенно-эпическом, драматическом и лирико-философском планах.

Еще при жизни В. И. Ленина в народе слагались о нем песни, в 1924—1925 гг. появляются первые профессиональные музыкальные сочинения. В них выражена и горечь невосполнимой утраты, и непоколебимая верность ленинскому делу. Их авторы — М. И. Красев (хор «Налетала вьюга»), М. В. Коваль (песня «Снежинки»), А. Д. Кастальский (оратория «В. И. Ленину») и др. В 20—30-х гг. ленинская тема воплощается преимущественно в жанрах, связанных со словом, — песне, кантате, оратории, опере. Наиболее значительные произведения этого времени — песни А. А. Давиденко, Коваля, Б. С. Шехтера; коллективное сочинение группы ленинградских композиторов (М. И. Чулаки, Б. А. Арапов, В. В. Щербачев и другие) — оратория «Ленин»; драматическая симфония «Ленин» В. Я. Шебалина для чтеца, солистов, хора и оркестра; 3-я симфония («Реквием памяти В. И. Ленина») Д. Б. Кабалевского, посвященная памяти вождя. В 1939 г. в опере «В бурю» Т. Н. Хренникова впервые образ В. И. Ленина был воссоздан на оперной сцене, но не музыкальными, а сценическими средствами: музыка не звучит во время сцены, в которой появляется В. И. Ленин.

Смелым, интересным и художественно убедительным опытом воплощения ленинской темы в 30-х гг. явилась кантата С. С. Прокофьева «К 20-летию Октября». В ней использованы фрагменты из нескольких работ В. И. Ленина. Музыкальный язык кантаты — очень экспрессивный, динамичный, передающий дух революционной ленинской эпохи.

С середины 50-х гг. начинается новый этап в развитии советской музыкальной Ленинианы. Ленинская тема получает глубокую, многостороннюю разработку. Если в 40-х — начале 50-х гг. во многих сочинениях преобладала эпическая, монументальная трактовка ленинской темы, то в последующие годы композиторы стремятся передать душевную теплоту, обаяние Ленина — человека близкого и понятного людям.

«Песня о Ленине» А. Н. Холминова и «Ленин всегда с тобой» С. С. Туликова знаменовали собой новый подход к ленинской теме в песенном жанре — лирико-эпический.

В творчестве почти всех советских композиторов-песенников ленинская тема занимает значительное место. Хорошо известны и любимы песни о В. И. Ленине А. В. Александрова («Святое ленинское знамя»), В. И. Мурадели («Песня о Ленине»), А. Г. Новикова («Ленина помнит Земля»), П. К. Аедоницкого («Песня обращается к тебе»), А. Н. Пахмутовой (вокальный цикл «Песни о Ленине») и многих других композиторов. Показательно их жанровое разнообразие: ода и гимн, лирический монолог и песня-плакат.

В области хоровой музыки также появились яркие, новаторские сочинения. Среди них — «Патетическая оратория» Г. В. Свиридова, кантаты В. Р. Тормиса «Слова Ленина», А. Я. Эшпая «Ленин с нами», А. Г. Арутюняна «Ода Ленину», оратория Р. К. Щедрина «Ленин в сердце народном». Последнее сочинение очень показательно для современной трактовки образа вождя: он раскрывается через восприятие простых людей, встречавшихся с В. И. Лениным или представляющих его себе. Композитор добивается художественной многогранности образа, особой его глубины и правдивости.

В оперном жанре композиторы также предпринимали попытки по-новому воссоздать музыкально-сценический образ В. И. Ленина (оперы «Октябрь» Мурадели, «Братья Ульяновы» Ю. С. Мейтуса).

В. И. Ленину посвящены большие симфонические произведения: «Ода памяти В. И. Ленина» А. И. Хачатуряна, 4-я симфония Д. Гаджиева («Памяти Ленина»), симфоническое повествование «Акын поет о Ленине» В. А. Власова. Образ В. И. Ленина занимает особое место в 12-й симфонии Д. Д. Шостаковича («1917 год»). Ее вторая часть — «Разлив» — воплощает размышления вождя об исторических судьбах России.

К ленинской теме обращаются не только советские композиторы. Так, например, перу Х. Эйслера принадлежит реквием «Ленин» на слова Б. Брехта (см. Стран социалистического содружества музыка).