Комедия

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «КОМЕДИЯ»)
Перейти к: навигация, поиск

Комедия оптимистична по своей природе, а оптимизм, вопреки расхожему мнению, — понятие чрезвычайно объемное. Он требует известного простодушия, но без мудрости утрачивает свой смысл. Мудрость смеха отличает подлинную комедию. В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия характеров, комедия положений. Жизнь показала, что подобное разделение в определенном смысле условно. Полновесная картина нравов может быть представлена только в живых характерах. Вспомним «Тартюфа». Перед нами — яркое изображение нравов, доведенные до обобщающей полноты характеры и забавные, озорные положения.

Год от года и век от века комедия обнаруживала все большее богатство, все новые и новые грани. Она могла быть сатирической, героической, лирической. Чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его творении различные элементы.

«Горе от ума» — классическая сатира, исполненная лирической силы. Столь же явственно в ней героическое начало: бунт Чацкого — не случайная вспышка, недаром же так много исследований посвящено возможным связям его с декабризмом. В комедии, которая начиналась с бытовых картин, на наших глазах зреет сатирический социальный пафос, а история неразделенной любви вдруг обретает героическое звучание.

Если же говорить о первооснове комического, то следовало бы назвать закон несоответствия. Имеется в виду то воздействие, которое оказывает несоответствие мнимого истинному, иллюзии — реальности, того, что декларируется, тому, что делается, наконец, несоответствие пропорций в отношении к той или иной ситуации, либо неоправданно заниженного, либо нелепо преувеличенного. Несоответствие — это та почва, на которой вырастают такие свойства комедии, как гипербола, заостренность, абсурд.

Никто не умел так выявлять сущность происходящего, доводя его до абсурда, как Н. В. Гоголь. В незавершенной пьесе «Владимир третьей степени» чиновник в конце концов воображал себя орденом. В «Женитьбе» нерешительный Подколесин выпрыгивает перед самой свадьбой в окошко, в «Ревизоре» шалопая и лоботряса принимают чуть ли не за особу, приближенную к самому императору. Эти ошеломительные повороты усиливают возможности комедии.

Однако — и это важно помнить не только автору комедии, но и её исполнителям — чем крупнее несоответствие, чем оно фантасмагоричней, тем большей серьезности требует воплощение. Невероятное действенно и убедительно лишь в реалистической обстановке.

В наши дни все более заметное место занимает трагикомедия. Это объясняется и общей закономерностью литературного развития XIX–XX вв. — взаимодействием жанровых форм и тем, что трагикомедия показывает время во всей его сложности и динамических противоречиях.