Диего Веласкес (1599—1660)

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599—1660)»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Творчество Диего Веласкеса — вершина развития реализма в испанской живописи XVII в. Имя художника входит в плеяду величайших мастеров кисти в мировом искусстве. Широкий охват явлений жизни во всей их сложности и противоречивости, глубокая содержательность образов, тонкость живописного исполнения — таковы основные черты творчества Веласкеса.

Интерес к повседневной жизни проявился у Веласкеса в самых ранних произведениях, в которых он создал незатейливые сцены жизни простых людей в обстановке бедных, темных харчевен, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта («Завтрак», «Старая кухарка» и др.). И в религиозных сюжетах, и в мифологических сценах Веласкес охотно использует простонародные типажи, решительно отказываясь от традиционной трактовки тем («Вакх»).

Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид). Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Художник отказался от распространенной в живописи XVII в. парадно-аллегорической трактовки исторических событий. Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры. Драматизм исторического события подчеркнут противопоставлением двух групп людей, победителей и побежденных, передан всем строем композиции, компоновкой фигур, в панорамном охвате расстилающегося до горизонта пейзажа. Черты нового видны и в двух пейзажах виллы Медичи с их интимностью, тонкостью передачи незамысловатого мотива, почти пленэрной передачей световоздушной среды.

В картине «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид) показан момент, когда художник пишет портрет королевской четы (с. 1623 г. Веласкес был придворным живописцем). Мастер находит неожиданный прием. Зритель видит самого художника, присутствующих на сеансе маленькую принцессу Маргариту, фрейлин, карликов. Портретируемые же едва видны в зеркале, их Веласкес не изображает; на их месте словно находится сам зритель, перед которым открывается вся эта сцена. В «Пряхах» (1657, Прадо, Мадрид) Веласкес воспевает красоту и благородство простой женщины-труженицы. На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры. Они поглощены работой; позы и движения их естественны и красивы. В глубине мастерской, в пространстве, освеженном солнечными лучами, виден сотканный ткачихами чудесный ковер с мифологической сценой. Свойственный художнику артистизм исполнения ярко проявился в этих двух полотнах. Пластическая выразительность формы передается тончайшими переливами красок.

Замечательны портреты Веласкеса. Ярко и правдиво воссоздают они облик самых разных людей, поражая глубиной психологического анализа и чеканной отточенностью характеристик. Таков, например, портрет всесильного министра герцога Оливареса (ок. 1638, ГЭ). Вершина портретного искусства Веласкеса — «Портрет папы Иннокентия X» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Особая группа произведений — портреты королевских шутов — униженных, увечных, призванных забавлять двор. В них отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Веласкес подчеркивает скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Себастьяна Мора, трогательную беспомощность больного Эль Бобо (все портреты 1640-е гг., Прадо, Мадрид).