Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Еще гимназистом Луначарский вступил в марксистский кружок. Вел революционную работу, был арестован и сослан. Анатолий Васильевич сотрудничал с В. И. Лениным, входя в редакции большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», «Новая жизнь». На III съезде партии выступал с докладом о вооруженном восстании. После Октябрьской революции стал первым народным комиссаром просвещения.

Литературно - публицистическая деятельность Луначарского началась еще в первой половине 1900‑х гг. Тогда были напечатаны его первые крупные работы по вопросам эстетики: «О художнике вообще и о некоторых художниках в частности», «Основы позитивной эстетики», «Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», в которых явления искусства рассматривались «под углом зрения революции и её великих задач». В № 1 большевистского журнала «Вестник жизни» в 1907 г. была опубликована его программная статья «Задачи социал-демократического художественного творчества».

Один из активнейших участников строительства новой, социалистической культуры, Луначарский много сделал для правильного, ленинского решения очень острого в те годы вопроса об отношении к культурному наследию. В курсах лекций по русской классической и западноевропейской литературе, прочитанных в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова, в статьях, вошедших в книги «Силуэты», «Юбилеи» и другие, он отчетливо раскрывал значение А. С. Пушкина, Л. Н Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, Данте, У. Шекспира, И. В. Гёте и многих других корифеев русской и мировой культуры.

Не было почти ни одной литературной дискуссии, в которой Анатолий Васильевич не принял бы участия, не было ни одного сколько‑нибудь заметного художественного явления, мимо которого он прошел бы. Как критик Луначарский в своих статьях и выступлениях о творчестве А. М. Горького, А. С. Серафимовича, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Д. А. Фурманова, Л. М. Леонова и многих других писателей не только помогал читателям правильно ориентироваться в многообразии современной литературной жизни, но и блестяще осуществлял другую ответственную задачу критика: быть помощником, учителем, наставником самих мастеров слова.

Луначарский разрабатывал основные вопросы социалистической эстетики, литературно-художественной теории и практики, исходя из ленинских принципов. Одна из его итоговых работ — большая статья «Ленин и литературоведение», написанная для «Литературной энциклопедии».

Луначарский много сделал для объединения прогрессивных художественных сил всего мира, поддерживал дружеские связи со многими выдающимися представителями западной культуры — Р. Ролланом, А. Барбюсом, Г. Дж. Уэллсом, Б. Шоу, С. Цвейгом, Э. Б. Синклером, Б. Брехтом.

Всей своей деятельностью Луначарский приближал искусство, его творцов и носителей к революции, а революцию, пробужденные ею для активного, сознательного социального творчества народные массы — к искусству. Он обращался к искусству как полпред революции и к революции как делегат от искусства.