Горький Алексей Максимович

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ»)
Перейти к: навигация, поиск
А. М. Горький (1868–1936)

Несмотря на то что Горькому не удалось окончить не только университета, но даже гимназии, он, занимаясь самообразованием, обладал поистине энциклопедическими знаниями. «Книг он читал сотни по всем специальностям, — вспоминал К. И. Чуковский. — Этот пролетарий оказался ученее иного профессора. О ком бы ни заговорили при нем — он говорил об их писаниях так, словно изучал их всю жизнь, хотя часто произносил их имена на нижегородский манер».

В произведениях Горького (от раннего рассказа «Читатель» до завершающей эпопеи «Жизнь Клима Самгина») герои говорят и спорят о литературе. Свои литературные взгляды писатель высказывал и в многочисленных статьях, докладах и письмах.

«Я привык смотреть на литературу, как на дело революционное, — утверждал Горький. — Всякий раз, когда я говорю о литературе, я как будто вступаю в бой». Горький выступал против попыток превратить литературу в развлечение, называя это «гайдамачеством в искусстве», боролся против декадентства, пессимизма («Поль Верлен и декаденты», 1896), против формализма («О формализме», 1936), против натурализма. В своих работах Горький указывал, как огромно культурное значение А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, Н. С. Лескова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Писатель боролся за необходимость поднимать в читателе дух борцов за свободу, писал, что задача у литературы «пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое замечательное, самое дорогое…» Мысль о том, что главная цель литературы — воспитание человека-творца, преобразователя жизни, нашла свое завершение в работах Горького советского периода. «Эпоха, — говорил писатель в статье «Литературные забавы», — повелительно требует от литератора участия в строительстве нового мира, в обороне страны, в борьбе против мещанина… эпоха требует от литературы активного участия в классовых битвах».

В советской литературе писатель видел наследницу и продолжательницу демократических традиций русской и мировой литературы. Стержнем, объединяющим классику и современность, Горький считал народность. В статье «Разрушение личности» (1909), в докладе «Советская литература» (1934) и многих других работах Горький доказывал, что подлинно великая литература черпает у народа оптимизм, развивает принцип коллективизма, материалистическое мировоззрение. Горький дал определение нового свойства советской литературы: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».

Страстный пропагандист русской и мировой литературы, Горький не только задумал огромное (более 1000 томов) издание библиотеки «Всемирной литературы», но и написал или отредактировал статьи ко многим томам этой серии. Его перу принадлежат статьи и литературные портреты многих русских писателей: Пушкина, Толстого, Есенина, Л. Андреева и других, работы о писателях народов нашей страны — Т. Шевченко, М. Коцюбинском, Я. Райнисе, Шолом Алейхеме и других. Он помог войти в литературу А. Н. Толстому, М. Пришвину и Л. Леонову, поддержал И. Бунина и молодого В. Маяковского, оказал влияние на творчество десятков русских и советских писателей, чьи рукописи он читал, рецензировал и редактировал.

Порой в литературно-критических оценках писателя сказывались личные пристрастия: он был не всегда справедлив к Ф. М. Достоевскому, хотя высоко ценил его талант, недооценивал А. Н. Радищева и Н. Г. Чернышевского.

Велики заслуги первого председателя Союза писателей СССР в создании советской детской литературы. В статьях «О темах», «Человек, уши которого заткнуты ватой», «О безответственных людях и о детской книге наших дней» и многих других Горький требовал, чтобы детская литература готовила юного читателя к большой жизни, воспитывала в нем любовь к труду и чувство хозяина страны и Земли, ответственного за будущее, но делала это увлекательно, весело, без морализаторства и сюсюканья. При поддержке Горького в детскую литературу вошли С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. А. Кассиль и многие другие.